Забытые памятники Урала. Выпуск 6: Уралмашевская танковая дорога

На территории екатеринбургского района Уралмаш расположен специализированный полигон - танковая дорога, на которой происходила обкатка боевой техники, построенной в Свердловске.

Что: полигон Уралмашзавода для обкатки танков.

Где: город Екатеринбург.

Когда: 1943 год.

Кем: построен рабочими Уралмашзавода во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны.

На территории екатеринбургского микрорайона Уралмаш расположен специализированный полигон - танковая дорога, на которой происходила обкатка боевой техники, построенной в Свердловске.

Многое связывает район Уралмаш с историей Великой Отечественной войны. Если мы спустимся немного вниз по улице Бакинских комиссаров и повернем на Кировградскую, выйдем на аллею, ведущую к Танковой дороге – бывшему полигону Уралмашзавода, предназначенному для обкатки изготовленных танков и самоходок.

Сходящие с заводского конвейера в годы Великой Отечественной войны танки требовали обкатки для притирки деталей. Грунтовые дороги быстро разбивались под тяжестью тридцатитонной машины. Поэтому, постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июля 1943 г. было принято решение о строительстве танковой дороги на Уралмаше. Место для нее было выбрано вблизи завода за Белой башней в лесу, чтобы зимой дорогу не заметало сугробами.

Строительство танковой дороги было народной стройкой. Сюда приходили работать бригадами и отделами после основной работы в цехах. Техники, автомашин и тракторов было мало, поэтому многие работы приходилось выполнять вручную. Особенно тяжелой частью работы на полотне была укладка камней. Камни буквально вбивались в грунт тяжелой деревянной трамбовкой. В народе втихомолку называли танковую дорогу дорогой крови и слез. Сюда присылали провинившихся на заводе за брак, за споры с начальством, за разные мелкие провинности.

Длина дороги была 6800 метров, ширина на прямой части 25, а в петлях разворота танка - 10 метров. На прямом участке дороги танки шли навстречу друг другу и должны были разминуться без столкновения. В петлях разворота танки шли только в одном направлении.

Танковая дорога была построена всего за 4 месяца. 21 ноября 1943 по ней прошли первые танки. Танковая дорога имеет форму восьмерки с удлиненной средней частью. Северная петля расположена сейчас на уровне улицы Победы, а южная напротив магазинов спорттоваров «Динамо» на улице Донбасской. К этой петле подходила дорога для танков, сходящих с заводского сборочного конвейера. Она была выложена не камнями, а броневыми плитами. Весной плиты оттаивали и просыхали раньше всех дорог в рабочем поселке, и дети из прилегающих бараков, чертили на плитах классики, и играли, пока не проходил с завода очередной танк.

Сейчас танковая дорога заросла травой, местами застроена гаражами и домами. Камни видны лишь местами, где танковую дорогу пересекают оживленные пешеходные тропы. Кроны берез – ровесниц дороги, выросших в кюветах с 1943 г. почти сомкнулась над дорогой в петлях разворота. Лес лечит свои военные раны.

Студент Машиностроительного института, группа ТО-101 Фирсов Д.С.