«Субъективная картина профес­сиональной жизни личности»

Руководитель коллектива: Заводчиков Д. П., главный научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, канд. пед. наук, доцент.

Члены коллектива:

– Лебедева Е. В., ведущий научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, канд. психол. наук, доцент.

– Шаров А. А., научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО.

– Кайгородова А. Е., научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО.

Аннотация

Реальная самореализация личности в профессиональной сфере включает движение по одной из потенциально возможных нелинейных траекторий, связанных с разными областями деятельности, социально-экономическими обстоятельствами, самоопределением в течение всей профессиональной жизни. возрастными и личностными изменениями. Этот процесс сопровождается формированием и динамичным изменением целостной картины профессиональной жизни, которая как образ, является одновременно и результатом, и регулятором профессионального развития и становления. Субъективные представления о профессиональной жизни, безусловно, включают в себя все три временных модуса. Образ профессионального будущего, являясь смыслообразующим регулятором активности в профессиональной и учебно-профессиональной деятельности, в силу неопределенности как устойчивой характеристики современного общества и социально-экономической ситуации приобретает новые психологические особенности. В образе существования себя в профессии с неизбежностью возникает модус прошлого как ресурса, подверженного ревизии и переосмыслению, а также возможно, преодолению. Профессиональное настоящее выступает как регуляция активности субъекта профессиональной деятельности в актуальной ситуации его жизни. Безусловно, исследования процесса профессионализации и профессионального развития обозначили основные закономерности и этапы профессионального становления как диалектического изменения субъекта во взаимодействии с профессиональной деятельностью. Логика становления в рамках одной профессии стала понятна, однако кардинальные и не очень изменения траектории профессиональной жизни, ее многообразие объясняются очень общим образом через профессиональное самоопределение, которое описывается как процесс и результат, реализуется в виде актов, больше понимается как имеющее реактивную природу, т.е. ответ на внешние воздействия и изменения. Именно изменяющаяся субъективная картина профессиональной жизни, понимаемая как образ, могла бы стать объяснением как линейных – в рамках одной профессии, так и нелинейных вариантов самоосуществления человека в профессии. Таким образом, научную проблему можно сформулировать как недостаточность психологических представлений о содержательных и структурных изменениях субъективной картины профессиональной жизни человека. Проект предполагает: - теоретико-методологический анализ и теоретические основания научных представлений о субъективной картине профессиональной жизни на этапе профессиональной подготовки; - предварительную психологическую модель субъективной картины жизни на основе теоретико-методологического и понятийного анализа, процессуально и содержательно отражающего временные модусы (прошлое, настоящее, будущее), в контексте категорий мотивация, установки, образ, потенциал, ресурс, уровень развития. - результаты пилотажного исследования по предварительной оценке соответствия эмпирического и теоретического содержания и структуры субъективной картины профессионального пути. - скорректированную психологическую структурно-содержательную модель субъективной картины жизни. Актуальность заявленной темы обусловлена потребностью в научно обоснованном представлении о психологических особенностях и закономерностях формирования и функционирования целостной субъективной картины профессиональной жизни в целях профессиональной самореализации человека и его психологического благополучия. Научная значимость заключается в том, что теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое исследование субъективной картины профессиональной жизни позволит дополнить научные представления о профессиональном самоопределении человека в течение жизни с позиций субъектного подхода. Таким образом, результаты позволят рассмотреть субъективную картину профессиональной жизни как самостоятельный предмет психологического изучения и обосновать новые подходы к сопровождению профессионального становления и развития.