«Персонификация субъекта деятельности как предиктор формирования социально-профессиональной успешности студенческой молодежи»

Руководитель коллектива: Зеер Э. Ф., главный научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО.

Члены коллектива:

– Третьякова В. С., ведущий научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, д-р филол. наук, доцент.

– Шаров А. А., научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО.

– Кайгородова А. Е., научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО.

Аннотация

Глобальная проблема образования будущего, ставшая в последнее время особенно обсуждаемой в связи с вызовами IV технологической революции и прогнозированием возможных на них ответов, остается одной из самых актуальных проблем во всем мире, не является исключением и Россия. Императивом развития образовательной сферы в большинстве стран, в том числе в России, в начале XXI в. стала концепция персонализированного образования, которая, по мнению исследователей, считается вектором развития образования будущего в мире. Реализация персонализированного образования требует от личности компетентностного отношения к себе, волевых усилий, эмоциональной состоятельности, готовности размышлять о будущем на горизонте 10-20 лет, критически осмысливать предлагаемые обстоятельства. Важным инновационным трендом современной педагогики и психологии становится персонализация образования, которая актуализирует проблему построения личностью своей профессиональной и жизненной траектории и оказывает влияние на стратегии организации личностью жизненной перспективы. Одним из ключевых аспектов построения таких траекторий становится развитие навыков и компетенций, необходимых каждому конкретному обучающемуся и гарантирующих успешное вхождение выпускников в сферу профессиональной деятельности. Персонализация рассматривается как максимально возможный учет индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потенциала личности. Такое образование возможно лишь в случае признания главной движущей силой развития саму личность - обучающегося, его потребность в развитии своего профессионально-психологического потенциала, в саморазвитии и самоактуализации, что соответствует основным потребностям юношеского возраста. Тематическим ядром этого процесса выступает персонификация личности, характеризующаяся преобразованием внутреннего психического состояния личности, его деятельностных способностей, его творческой активности. Персонификация обусловливает развитие новых мотивов, смысловых установок, самоактуализации человека на этапе профессионализации. Об актуальности данного исследования свидетельствует обоснование персонификации как структурной организации психики, детерминирующей преобразование субъектности, индивидуальности и идентичности личности и развитие психологических новообразований, что позволяет рассматривать этот феномен как внутреннюю ведущую деятельность в развитии личностной и социальной зрелости. С другой стороны, такой подход актуализирует необходимость образовательных организаций сообразовывать цели, задачи, содержание, формы и методы образования с потребностью осознанного самоосуществления личности в проектировании и реализации траектории развития образовательного и личностного потенциала в динамичных, неопределенных условиях социально-профессиональной жизни. Персонализированный подход рассматривают в числе успешных образовательных реформ начала 2000-х во всем мире. Однако процесс трансформации системы образования с использованием персонализированного подхода к обучению в России и мире к настоящему моменту только начинается, а вопросы персонификации субъекта деятельности как социально-психологического феномена в педагогике и психологии не изучены и требуют определения основных понятий, выявления факторов, влияющих на развитие персонификации субъекта деятельности, формирования стратегии преобразования субъекта деятельности и определения путей повышения его деятельностных способностей, обеспечивающих социально-профессиональную успешность.