12.10.2023

В РГППУ прошел Всероссийский научно-практический форум «Психология профессионального становления»

На базе Российского государственного профессионально-педагогического университета прошел Всероссийский научно-практический форум «Психология профессионального становления», приуроченный к юбилею профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук Эвальда Фридриховича Зеера и к 30-летию созданной им кафедры психологии образования и профессионального развития.

Цель форума — распространение, развитие и обобщение научных представлений и результатов эмпирических исследований, направленных на профессиональное становление и развитие молодежи в контексте концепции Э. Ф. Зеера, основателя научной школы психологии профессионального развития, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

В первый день форума прошла экспертная сессия «Профессиональное-образовательное пространство», которая проводилась в смешанном формате — очно и онлайн. На сессии присутствовали 72 человека: магистранты, аспиранты, преподаватели вузов и СПО, научные работники из разных регионов России.

Модераторы сессии заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Д. П. Заводчиков и профессор В. С. Третьякова представили экспертов сессии: А. А. Евтюгина, д. п. н., профессора; А. Г. Кислов, д. филос. н., профессора; Д. Е. Щипанова, к. пс. н., доцента.
На обсуждение присутствующих и экспертов были представлены две актуальные для Уральского региона проблемы высшего и среднего профессионального образования: проблемы подготовки психологов в современных условиях (докладчик — к. п. н., доцент Д. П. Заводчиков) и проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий Свердловской области (докладчик — заместитель директора по инновационной деятельности ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж» А.С. Ахтариева).

Первый докладчик обратил внимание на систему подготовки психологов в Уральском регионе. Было отмечено, что выпускники по направлению «Психология» успешно трудоустраиваются в разных сферах, в том числе и на промышленных предприятиях, но остается нерешенным вопрос о ставках психологов в организациях. Теория и практика работы психолога в организациях, его профессиональные функции и задачи описаны в научной литературе достаточно полно, как и успешные кейсы применения психологического знания. Однако у работодателя нет понимания, в каких именно вопросах управления и производства профессиональная деятельность психолога может повысить эффективность. Кроме того, нет прямых методик измерения экономических эффектов деятельности психолога. Поэтому и не видится необходимость в ставке психолога в организации. Как результат, психологи трудоустраиваются по смежным специальностям, где психологическое знание является конкурентным преимуществом — в отделы управления и развития персонала. Соответственно, требуется серьезная просветительская и информационная работа по возможным профессиональным задачам и результатам деятельности психолога в организации, в том числе, производственной.

Вторая актуальная проблема была посвящена запущенному в 2022 году в Свердловской области федеральному проекту «Профессионалитет», ориентированному на перспективные запросы рынка труда для приоритетных отраслей экономики Уральского региона, направленному на адресную подготовку нового специалиста, востребованного профессионала, который придет на производство готовым для решения задач конкретной отрасли. На базе Первоуральского металлургического колледжа был создан самый крупный по числу участников металлургический кластер. Опыт реализации федерального проекта «Профессионалитет» в этом колледже является очень ценным для внедрения проекта в Свердловской области. А.С. Ахтариева наглядно показала, как происходит трансформация образования с целью обеспечения качества, соблюдения ФГОС СПО и требований работодателя к компетенциям выпускника. Были освещены вопросы обновления образовательных программ, оснащения образовательного процесса, была представлена новая образовательная технология, сочетающая в себе интенсификацию процесса обучения, профессиональное окрашивание предметов общеобразовательного цикла и дисциплин циклов ЕН и ОГСЭ. У присутствующих особый интерес вызвали инновационные технологии взаимодействия колледжей с индустриальными партнерами, организация наставничества на предприятии, деятельность управляющего совета колледжа, в который входят работодатели, карьерная карта выпускника и др.

Эксперты отметили актуальность привлечения внимания педагогической общественности к обсуждаемым на сессии темам, высказали свои суждения по дискуссионным вопросам.

Таким образом, основные направления работы экспертной сессии отразили стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, проблемы, связанные с целями и содержанием эффективной подготовки высококлассных профессионалов.