В РГППУ подвели итоги Международной конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании»
Семь регионов России и республика Беларусь, более ста десяти участников и десятки докладов: в РГППУ в Год педагога и наставника обсудили лучший опыт и перспективы инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования. Ставшая традиционной встреча ученых и практиков образования была организована коллективом научной школы, основанной в свое время академиком РАО Г.М. Романцевым, НОЦ профессионально-педагогического образования РГППУ при участии Научного центра РАО РГППУ, Института электрофизики УрО РАН и Института металлургии УрО РАН. Партнерами в организации конференции выступили ФГБУ «Уральское отделение российской академии наук», Белорусский национальный технический университет.
Главными спикерами конференции стали Владимир Блинов, д-р пед. наук, проф., директор ЦПОиСК ФИРО (Москва), Валерий Дубицкий, д-р социол. наук, проф., и. о. ректора РГППУ (Екатеринбург), Эвальд Зеер, чл.-кор. РАО, д-р психол. наук, проф., проф. кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ (Екатеринбург); Екатерина Есенина, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС (Москва), Елена Максимова, д-р пед. наук, профессор ФБГОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (Саратов), Олег Ребрин, д-р хим. наук, проф., директор высшей инженерной школы ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург), Евгений Шунайлов, зам. директора по общим вопросам Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург), Надежда Бряник, д-р филос. наук, профессор ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина» (Екатеринбург), Алексей Пайвин, канд. хим. наук, зам. директора по общим вопросам Института металлургии Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург).
Доклады Владимира Блинова и Валерия Дубицкого были посвящены анализу стратегических направлений развития профессионального образования. И.В. Блинов раскрыл направления трансформации педагогического образования в постболонский период. Валерий Дубицкий подчеркнул, что в реализации задач, поставленных перед образованием Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию, ответственность ложится главным образом на педагога профессионального образования. Необходимо серьезное обновление подходов к системе подготовки кадров. Инновационный подход, реализуемый в РГППУ, имеет фундаментальное научное обоснование и характеризуется интеграций двух ядер подготовки: профессионально-технологического и профессионально-педагогического образования.
Олег Ребрин познакомил участников конференции с научными основаниями, содержанием и особенностями реализации образовательных программ в Передовой инженерной школе Уральского Федерального университета «Цифровое производство». Для каждой программы характерно включение в образовательный процесс приглашенных «гуру», лидеров технологического прогресса высокотехнологичных предприятий-партнеров, преподавателей ведущих университетов; сетевые формы обучения: разные формы мобильности, распределенные по компаниям практики, включение в командную работу над научными проектами; студентоцентрированность: активное обучение, тренажеры и симуляторы, виртуальная и дополненная реальность, игровые ситуации.
Обсуждение актуальных вопросов инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования продолжилось на секциях конференции. Работало пять секций. Впервые в рамках конференции по инициативе Научного центра РАО на базе РГППУ была организована секция «Инновационный потенциал развития и новые форматы инженерного образования». В организации и непосредственно в работе секции приняли участие представители Институтов УрО РАН, Уральского федерального университета, учебного центра СМАРТ, дошкольных образовательных организаций. В двадцати докладах, представленных на секции, получили освещение как философско-методологические вопросы развития инженерного мышления и образования, так и многообразные инновационные формы организации инженерного образования от дошкольника до выпускника вуза.
Во второй день работы конференции инновационную эстафету подхватили молодые новаторы. В первой половине дня на методологическом семинаре «Презентация диссертационного исследования» работали аспиранты и соискатели.
Во второй половине дня прошел акселератор образовательных проектов. Три команды талантливых и инициативных студентов представили на суд экспертного жюри свои проекты.
Перед началом акселератора участников поприветствовал первый проректор РГППУ Андрей Владимирович Феоктистов:
«Акселератор образовательных проектов с каждым годом расширяет сферы деятельности: помимо IT, изобретения студентов могут применяться в образовании, культуре и науке. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто на три месяца с головой окунулся в разработку проектов — преподавателей и студентов».
В течение двух дней работы конференции были представлены результаты научных исследований и практический опыт по приоритетным направлениям инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования, таким как: разработка содержания профессионального и профессионально-педагогического образования в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов; образовательные технологии, основанные на применении современных информационных и коммуникационных технологий; прогнозирование социально-профессиональной успешности субъектов деятельности; проблемы развития и совершенствования систем менеджмента качества; инновационный потенциал развития и новые форматы инженерного образования.
На сегодняшний день площадка ежегодно проводимой конференции представляет собой системную основу сотрудничества и обмена опытом.