26.09.2023

Ученые РГППУ представили результаты научных исследований на Международной научно-практической конференции

23 сентября 2023 года по инициативе НЦ РАО РГППУ в рамках Международной научно-практической конференции «Общественные науки и развитие высшего образования», посвященной 300-летию Российской академии наук, состоялся круглый стол на тему «Инновационный потенциал социально-гуманитарных наук в развитии профессионального и профессионально-педагогического образования в высшей школе», который собрал ученых РГППУ и УрО РАН. К обсуждению вопросов круглого стола присоединились коллеги из Наманганского инженерно-педагогического института.

Открывая работу круглого стола первый проректор РГППУ Андрей Владимирович Феоктистов передал приветствие от и.о.ректора РГППУ, научного руководителя НЦ РАО РГППУ Валерия Васильевича Дубицкого, подчеркнул значимость развития сотрудничества РГППУ и УрО РАН и выразил благодарность председателю УрО РАН, академику Виктору Николаевичу Руденко за приглашение участвовать в работе конференции.

Анна Юрьевна Веретенникова, ученый секретарь Объединенного ученого совета УрО РАН по экономическим наукам, подчеркнула актуальность вопросов круглого стола и важность совместного обсуждения проблем интеграции науки и образования.

Во вступительном слове Эвальд Фридрихович Зеер, член-корр. РАО, научный руководитель НЦ РАО РГППУ, выделил основные особенности социальной ситуации развития в постиндустриальном обществе, которые вызывают необходимость трансформации образования.

В ходе круглого стола были представлены результаты научных исследований научных школ Российского государственного профессионально-педагогического университета. Владимир Анатольевич Федоров, д-р пед. наук, проф., руководитель научной школы «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России», раскрыл в своем выступлении научно-методологические основания развития профессионально-педагогического образования и проблемы его институционализации как отрасли образования.

В выступлении Эвальда Фридриховича Зеера и Антона Александровича Шарова, зав. лабораторией нейрообразования и когнитивистики профессионального обучения РГППУ, были раскрыты научные основания и вопросы практической реализации, разработанной коллективом научной школы «Психология профессионального развития личности», модели транспрофессионального образования.

Большой интерес вызвали выступления, раскрывавшие роль исторических наук в развитии высшего профессионального и профессионально-педагогического образования. Ольга Фредовна Русакова, проф., д-р политических наук, зав отделом философии Института философии и права УрО РАН, раскрыла значение научной методологии в осмыслении политики памяти, педагогический, воспитательный потенциал коммеморативных практик, подчеркнула необходимость их включения в педагогическую деятельность, в учебную литературу, в социально-гуманитарное образование в современных условиях.

Ученые Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ представили методологию историко-научных исследований, на основе которой было подготовлено фундаментальное издание в трех томах – сборник документов «История профессионально-технического и профессионально-педагогического образования.1920 - 2020». Леонид Владимирович Захаровский (канд. ист. н., доц.. директор института), Марина Бариевна Ларионова (канд. ист. н., доц., зав. кафедрой), Сергей Львович Разинков (канд. ист. н. , доц.) раскрыли образовательный потенциал сборника и перспективы создания сетевой онлайн энциклопедии на его основе.

О месте и роли философии в современном высшем образовании и об опыте преподавания философии в Наманганском инженерно-технологическом институте рассказал Абдирашид Мамасидикович Мирзахмедов (д-р филос. н., доц., г. Наманган).

Предметом обсуждения на круглом столе стали также вопросы научной прогностики развития профессионально-педагогического образования (Светлана Леонидовна Фоменко , д-р пед.наук, проф., зав. каф. РГППУ); проблемы научного сопровождения непрерывного профессионально-педагогического образования (Антон Андреевич Коновалов, канд. пед.н, доц. руководитель НОЦ РГППУ), развития креативного потенциала студентов (Людмила Михайловна Андрюхина, д-р филос. наук, проф., ученый секретарь НЦ РАО РГППУ).

Мария Васильевна Снегирева (канд. пед. наук, доц РГППУ) актуализировала значение социально-гуманитарных наук в формировании экологического сознания студентов, познакомив с широким спектром форм воспитательной работы и педагогической практики Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Обобщая итоги работы круглого стола Виктор Николаевич Руденко отметил, что прошедшее обсуждение позволило сконцентрировать внимание на самых значимых и перспективных направлениях интеграции социально-гуманитарных наук и высшего образования. Был представлен глубокий анализ теории и практики профессионального и профессионально-педагогического образования. И хотя в период реформирования академических институтов в нашей стране не произошло объединение РАН и РАО, но это не значит, что развитие образования не является нашей общей задачей. Такие научные площадки, как состоявшийся круглый стол, как раз и позволяют объединить наши усилия.

В ходе работы круглого стола был высказан ряд предложений по развитию практики высшего образования на основе инновационного потенциала социально- гуманитарных наук. Среди них следующие предложения:

продолжать научные исследования и научно-методическое сопровождение развития профессионально-педагогического образования. Наиболее важными направлениями научных исследований являются следующие:

● разработка и исследование организационно-педагогических основ развития профессионально-педагогического образования в новых социально-экономических условиях;

● разработка теоретико-методологических основ государственных образовательных стандартов профессионально-педагогического образования и их методического обеспечения;

● разработка личностно ориентированных технологий подготовки педагогов профессионального обучения с обеспечением ее психологического сопровождения и применением современных информационных средств и технологий (цифровизация образования);

● научно-практическое сопровождение реализации Федерального проекта «Профессионалитет» и др.

продолжить разработку и внедрение перспективных моделей транспрофессионального образования, креативных образовательных практик, непрерывного профессионально-педагогического образования.

для дальнейшего развития системы профессионально- педагогического образования инициировать проведение научных исследований по теме "Проектирование региональной модели профессионально- педагогического образования на основе экосистемного подхода»;

начать работу по созданию сетевой онлайн энциклопедии по истории профессионально-технического и профессионально-педагогического образования в СССР;

активнее использовать в образовании воспитательный потенциал коммеморативных практик, опираясь на научные подходы в освещении политики памяти;

активнее использовать социально-гуманитарные науки и педагогические технологии в целях воспитания у обучающихся ответственности за национальную безопасность страны и сохранение здоровой окружающей среды, формирования экологического сознания как доминанты современного образования студентов;

разрабатывать и внедрять новые форматы организации научно-исследовательской работы студентов: Школа молодого исследователя, проект НЦ РАО РГППУ «Креатив-парк», научные студенческие лаборатории, проектные группы по изучению истории профессионально-технического и профессионально-педагогического образования и др.