16.10.2023

РАЗГОВОР О НАСТАВНИЧЕСТВЕ: С.В. АНАХОВ

2023 год подходит к концу, а это значит, что самое время поговорить о тех, благодаря кому Российский государственный профессионально-педагогический университет ежегодно выпускает сотни высококвалифицированных специалистов — педагогах и наставниках.

Анахов Сергей Вадимович

Заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Института инженерно-педагогического образования

Кандидат физико-математических наук

Доцент

«Важно найти человека, который укажет вам путь развития»

— Сергей Вадимович, физика — наука не из легких. Почему Вы решили поступать именно на физико-технический факультет?

— Я учился в школе № 9 (сейчас гимназия № 9): она была одной из самых престижных не только в Свердловске, но и в России. Я жил неподалеку, и поэтому выбор, очевидно, пал на это учебное заведение. Учителя были хорошими, уровень подготовки был высоким. Так получилось, что с начальной школы я был отличником, и в классе 8-9 один из моих наставников — Семен Абрамович Новомейский — отправил меня на городскую олимпиаду по физике, где я оказался в числе победителей. После этого меня пригласили в профильный физико-математический класс. А в 1982 году я поступил в УПИ им. С.М. Кирова. Так что можно сказать, мой путь определило то, что я учился у хороших педагогов.

— Вы с отличием окончили УПИ им. С.М. Кирова и за успехи в научно-исследовательской работе были награждены дипломом Всесоюзного совета научно-технических общества. Это достижение — настоящий пример для подражания для молодого поколения. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать студент, чтобы добиться таких же успехов?

— Жизнь – это стечение субъективных случайностей, которое потом перерастает в объективную закономерность (смеется). В какой-то момент педагоги разожгли мой интерес к физике, а затем, когда я учился на кафедре молекулярной физики, читал учебники от корки до корки, писал конспекты… Как-то на физтех обратился тогда еще молодой ученый, который занимался проблемами безопасности плазменных технологий — Юрий Анатольевич Пыкин. Сейчас он, конечно, профессор, доктор наук. А тогда он попросил помочь разобраться с темой излучения плазменных технологий. Куратор группы предложил заняться этой темой именно мне. С тех пор мы и движемся с Юрием Анатольевичем вместе по жизни. Если говорить о получении такой высокой награды, как диплом Всесоюзного совета научно-технического общества, мне удалось этого добиться потому, что я начал активную исследовательскую деятельность буквально с первого курса, поэтому к диплому пришел с определенным багажом знаний. Студенты, которые хотят добиться успеха, должны вначале найти сферу, которая будет им интересна, затем развить там определенные навыки и умения. Не менее важно найти того человека, который укажет им путь развития и поможет им на первых порах.

— Расскажите об основных вехах становления Вас как профессионала. Было ли трудно на первых порах?

— Я окончил вуз в 1988 году, как раз в начало перестройки, пошел работать на кафедру молекулярной физики инженером-программистом. Достаточно быстро понял, что жизнь проходит где-то за стенами кабинетов: люди уходили из институтов в бизнес, банковскую сферу… Жизнь разворачивалась совершенно по-новому. Та наука, которой я занимался, была связана с деятельностью Минсредмаша (ныне Росатом) и довольно быстро стала нефинансируемой. Это не могло не сказаться на зарплате, поэтому в 90-е годы я чем только не занимался: подчас работал одновременно в пяти организациях. Преподавал в физтехе, внедрял свои разработки по технологии термической плазменной обработки металлов на заводах, параллельно занимался бизнесом, рекламной деятельностью, репетиторством… В 1996 году защитил диссертацию и после этого меня пригласили на кафедру физики УГТУ в качестве преподавателя. Проработав некоторое время, я понял, что у меня получается работать со студентами и успешно заниматься научной деятельностью. Так я определился со сферой деятельности и с 2000 года работаю в РГППУ.

— Ваши способности могли пригодиться на множестве заводов и промышленных предприятиях. Почему Вы выбрали путь педагога?

—По образованию я инженер и уже много лет моя деятельность связана с плазменными технологиями. У меня был опыт работы на производственном предприятии, но мой потенциал больше раскрылся именно в сфере науки: работая в вузе, я имел возможность совмещать преподавание и исследования. Это мне больше по душе.

— Одним из самых нашумевших Ваших открытий является плазмотрон. Расскажите вкратце про его функционал. Правда ли, что он может заменить импортное оборудование? Планируется ли его тестирование на промышленных предприятиях Свердловской области?

—У меня есть несколько патентов, связанных с плазмотроном, но изобрел его не я. Он был создан более полувека назад. Мной и моими коллегами были открыты и запатентованы только его новые функции. Суть открытий такова: мы используем плазмотрон — генератор низкотемпературной плазмы для создания высокотемпературных плазменных потоков, которые могут воздействовать на материалы. Это дает целый спектр возможностей использования плазмотрона на промышленных предприятиях. Мы с коллегами занимались улучшением плазмотронов для высокоточной резки металлов, обезвреживания токсичных отходов. Не скрою: сейчас стоим на передовой в разработке самых лучших в стране плазмотронов. Если говорить о тестировании на предприятиях, в 90-х-начале 2000-х нашими разработками заинтересовались десятки топливных, металлургических, оборонных предприятий. Сейчас наши изобретения используются на Синарском трубном заводе, Волжском трубном заводе. Планируется расширение сотрудничества и с другими предприятиями.

— Не менее уникальной является и технология обезвреживания токсичных отходов. Расскажите об этом изобретении. Как он будет применяться?

— Плазмотрон генерирует плазменную струю высокой температуры — вплоть до несколько десятков тысяч градусов. Это дает уникальную возможность обезвредить и трансформировать практически любой материал. Существуют, конечно, и химическое, и низкотемпературное обезвреживания, но технологии эти слишком сложны. Наша разработка позволяет за счет высокой температуры разложить любые отходы до безвредных молекул и атомов. Это эффективно, но энергозатратно, поэтому не все предприятия могут себе такое позволить. Сейчас к нам обратились металлургические предприятия ЕВРАЗа, у них достаточно большое количество выбросов, их заинтересовала наша разработка. Планируем создать небольшие установки и для других предприятий.

— Вы выиграли несколько грантов на развитие своих проектов. Расскажите, какая деятельность будет проводиться в рамках реализации грантовой поддержки?

— С начала оказания грантовой поддержки — в 2005-2006 годы я участвовал и был руководителем реализации не одного десятка грантов. Последний грант, реализованный нами, был предоставлен Российским фондом фундаментальных исследований в сфере плазменного обезвреживания токсичных отходов. Сейчас все проекты перешли в Российский научный фонд и в этом году мы выиграли грант на изучение эффективности наших технологий плазменной резки металлов.

— Над какими проектами Вы сейчас трудитесь?

—Их достаточно много. Это и образовательные проекты, и программы «Высокие технологии сварки и плазменных процессов». Это и новая программа «Высокоэнергетические процессы в машиностроении и материалообработке»: там мы будем обучать студентов плазменным, лазерным, электрофизическим методам обработки. Есть немало текущих задач: испытываем новые плазматроны, изучаем новую технологию резки рельс. Идеи всегда появляются, приходится их оперативно реализовывать. Ведется много научной и аналитической работы.

— Вы часто работаете в тандеме со студентами кафедры физико- математических и естественнонаучных дисциплин. Что наставничество дает обучающимся? А лично Вам?

— Без молодого поколения все проекты достаточно быстро сойдут на нет, потому что руководители проектов люди, как правило, очень занятые. Времени на некоторые нюансы при реализации проектов не хватает. Поэтому мы привлекаем молодежь, у которой есть компетенции, но она пока не знает, как их реализовать. Молодежь умеет работать с современными программами, но не знает где их применять. Если у ребят есть интерес, мы предоставляем им перспективу движения. Они отлично генерируют идеи, а вот научить ребят анализировать, обобщать и писать научные статьи — задача наставников. Это сотрудничество взаимовыгодно.

— Какие советы Вы бы дали обучающимся, только вступившим на путь изучения такой серьезной науки как физика?

—Я всю жизнь активно занимался легкой атлетикой— бегом. Спорт развивает все качества, которые нужны человеку для успешной карьеры: учит быть лидером, упорным, трудолюбивым и дисциплинированным. Невозможно пробежать марафон без подготовки, так же, как и невозможно получить хорошие отметки в вузе и хорошую работу, не имея багажа знаний и умений. Нужно быть любознательным, стараться участвовать во всех конкурсах и олимпиадах, благо, их сейчас очень много.

— Лекции, научные исследования и статьи…Как же Вы все успеваете? А находится ли время на хобби?

— Конечно, на все времени не хватает (смеется). Стараюсь не забывать о спорте: хожу на лыжах, много хожу пешком, обожаю походы: и со спортивным клубом РГППУ, и в одиночку. Километров 20-25 легко осилю! Есть и традиционные хобби интеллигентного человека (смеется): всегда есть стопка книг, которые я должен прочесть. У меня огромная библиотека, досталась она мне от дедушки: он был завкафедры в Институте управления, я ее увеличил. Есть и внушительная кинотека: стараюсь смотреть все классические фильмы. Посещаю и театр: моя сестра — бывшая солистка Уральского хора, ее муж — один из ведущих валторнистов Екатеринбурга, вместе мы посещаем и филармонии. Бывает, даже пишу не только статьи, но и поэзию. Впрочем, уверен, что мои хобби не сильно отличаются от увлечений моих интеллигентных коллег из РГППУ.