Погружение в тайны производства

В Первоуральске состоялась итоговая очная часть кейс-турнира «ИнПроф»: погружение в профессию» для школьников старших классов. Организаторами мероприятия выступили Центр профориентационных и образовательных проектов, Лаборатория развития исследовательских компетенций РГППУ, а также городской лицей № 21.

РГППУ уделяет особое внимание повышению качества образования и конкурентоспособности выпускников. Вопросы обеспечения качества решаются задолго до поступления абитуриентов в вуз: все начинается с профориентационной работы и сотрудничества с ведущими работодателями муниципалитетов и региона. Современное образование требует инновационных подходов к организации сетевого взаимодействия и социального партнерства, что требует активного вовлечения всех заинтересованных сторон. Одной из таких инновационных форм сотрудничества стали кейс-турниры и чемпионаты. Школьники Первоуральска решали кейсы предприятий города: АО «Первоуральский новотрубный завод», АО НПП «Уником-сервис», ТЭЦ «Первоуральская».

Готовы присоединиться к дальнейшим мероприятиям и разрабатывают свои кейсы предприятия АО «Русский хром 1915» и ОАО «Уральский трубный завод». Подготовка кейсов предприятиями — непростая комплексная задача, которая заняла несколько месяцев. Экспертами был проведен анализ круга проблемных ситуаций, проработаны задания. В подготовке кейсов были задействованы и сотрудники университета, и преподаватели лицея: это было необходимо для адаптации заданий для школьников. Отметим, что педагоги школ Первоуральска проходят обучение по программе повышения квалификации «Кейс-технологии в образовании», организованной РГППУ. Итогом совместной работы стали кейсы, направленные на различный круг проблем: технологических, социально-экономических и других.

В состав 11 команд школьников вошли более 50 старшеклассников. Очень важно, что в процессе решения кейсов ребята получили возможность предварительно познакомиться со спецификой деятельности местных предприятий. Посетив предприятия в рамках профориентационных экскурсий, они смогли увидеть их возможности, перспективы и проблемы. Решение кейсов стало испытанием, показавшим, насколько имеющиеся у ребят знания могут быть применены для решения реальных жизненных ситуаций. Помимо школьных знаний понадобились и умения работать в команде, планировать свою деятельность, консультироваться с экспертами от предприятий и публично защищать свое решение.

Мероприятие оставило массу положительных эмоций у всех участников. Такой масштабный проект с использованием кейс-технологий, с привлечением образовательных организаций и предприятий, — пример успешных инноваций в образовательной и профориентационной деятельности. Перспективы развития данного формата мероприятия — его масштабирование и на муниципальном, и на региональном уровне.

Работу школьников высоко оценила Наталья Чернавина, начальник планово-экономического отдела АО НПП «Уником-сервис»: «Ребята молодцы! Кейсы были достаточно сложные. С учетом того, что обучающиеся не погружены в производственный процесс, им приходилось проявить креативность и проектировать ситуации. Думаю, варианты, предложенные ребятами, будут учтены при обсуждении задач предприятия. Решение кейса и подготовка презентации в такой небольшой срок — настоящий подвиг!»

Не менее восторженно о проектах школьников отзываются и представители отдела подбора и адаптации персонала АО «Первоуральский новотрубный завод»: «Перед нами стоит задача — повысить престиж рабочих профессий и инженерных специальностей среди учащихся. Поэтому предприятие ПНТЗ готово оказывать помощь в профессиональном самоопределении и сопровождать заинтересованных ребят на всех уровнях обучения с целью дальнейшего трудоустройства. Задания кейсов были сложные, но ребята справились! Решение данных кейсов дает возможность погрузиться в процесс и проявить себя. Спасибо организаторам!»

Организация подобных турниров — ответственная и масштабная работа, успех которой напрямую зависит от слаженности действий всех участников процесса. «Разработка кейсов позволяет наладить сотрудничество работодателей и образовательных организаций, ведь в процессе создания заданий всем участникам — предприятиям, университету, школе — необходимо было постоянно взаимодействовать. Решение кейсов также потребовало консультаций школьников с экспертами от предприятий. Для Первоуральска это стало основой реального погружения старшеклассников в процесс деятельности местных предприятий. Это поможет им в будущем более взвешенно принять решение о выборе профессии», — подчеркнула Светлана Семина, руководитель Центра профориентационных и образовательных проектов РГППУ в г. Первоуральск.

Ребята ушли с турнира, переполненные впечатлениями. Так, ученица 10 класса лицея №21 г. Первоуральска Дарья Ярина призналась: «Для нас это был первый опыт решения кейсов от реальных предприятий города. Мы больше узнали об особенностях производственного процесса, о сложных задачах, которые возникают в работе разных отделов и служб предприятий. В решении кейсов помогли консультации с сотрудниками предприятий, специалисты помогали выбрать оптимальный вариант решения, отвечали на вопросы. Сразу видно, что они профессионалы в своем деле! Я надеюсь еще поучаствовать в подобных турнирах, поработать в команде и проявить себя».