24.03.2023

Научный центр РАО РГППУ— участник II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете»

В Москве прошел II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», в рамках которого обсуждались ключевые направления развития педагогического образования, подготовка предложений в области развития педагогической науки и педагогических кадров для системы образования.

Участие в форуме приняло свыше 1000 человек, среди которых представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты Российской академии образования, ректоры и проректоры российских классических университетов, представители научных центров и инновационных площадок РАО, преподаватели, аспиранты и магистранты. На форуме работали 13 секций, 9 круглых столов, было представлено 34 региона и около 100 организаций, которые занимаются реализацией высшего педагогического образования.

Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ совместно с Институтом общественных наук УрГПУ провел в рамках работы форума секцию «Методологическая культура педагога: новые векторы развития в историко-педагогическом и социально-гуманитарном образовании». Инициаторами и модераторами встречи выступили ученый секретарь Научного центра РАО на базе РГППУ Людмила Андрюхина и заведующая кафедры истории России УрГПУ Галина Кругликова.

На встрече были заслушаны доклады доцента кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Елены Прямиковой на тему «Обеспечение системности педагогического процесса при изучении истории и обществознания», доцента УрГПУ Людмилы Забары «Философская антропология: новые методологические основания развития педагогических наук». Профессор, зав. отделом философии Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук Ольга Русакова раскрыла значение методологии в осмыслении политики памяти, педагогический, воспитательный потенциал коммеморативных практик, подчеркнула необходимость их включения в педагогическую деятельность, в социально-гуманитарное образование в современных условиях. Ее доклад на тему «Дискурс российской политики памяти: методологические проблемы научного изучения» вызвал заинтересованную научную дискуссию среди участников.

Выступление профессора Людмилы Андрюхиной было посвящено методологическим вопросам цифровой дидактики социально-гуманитарного образования. Она подчеркнула, что процесс цифровой трансформации образования выдвигает целый круг как фундаментальных методологических вопросов, так и проблем практической методологии педагогической деятельности.

«Только на основе подлинно гуманистических ценностей, педагогической антропологии мы можем сегодня как уйти от крайностей «цифрового технократического оптимизма», так и не впасть в «цифровой пессимизм». Главное не подменить на практике гуманизацию, персонализацию образования технократизацией и деперсонализацией»
ученый секретарь Научного центра РАО на базе РГППУ Людмила Андрюхина

Участники встречи обсудили как достижения, так и риски, с которыми сталкивается современная система образования в цифровом пространстве.

Итогом встречи стали предложенные рекомендации, направленные в Российскую академию образования, включающие как направления теоретических исследований, так и практически-ориентированные варианты развития методологической культуры педагогов социально-гуманитарного профиля.