«"Непарадный портрет" Данилы Кузьмича: потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов в субкультуре учащихся (1940-1950-е гг.)»

Руководитель коллектива: Ларионова М. Б., главный научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, канд. истор. наук, доцент.

Члены коллектива:

– Разинков С. Л., ведущий научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, канд. истор. наук, доцент.

– Заглодина Т. А., старший научный сотрудник НОЦ ИПКОСПО, канд. социол. наук.

– Мальцева З. А., лаборант НОЦ ИПКОСПО

Аннотация

Создание Государственных трудовых резервов сопровождалось формированием специфической социокультурной среды, до настоящего времени остававшейся на периферии внимания исследователей. Проект представляет собой первую попытку реконструкции реального социокультурного облика ("непарадного портрета") учащихся системы Государственных трудовых резервов Свердловской области в 1940-1950е гг. посредством идентификации повседневных практик и характеристики культурных ценностей, как элементов субкультуры. Основной идеей проекта является применение разработанной авторами уровневой шкалы оценки поведенческих практик по степени отклонения от "парадного портрета", официально задаваемого государством. "Непарадный портрет" учащегося позволит на основе воссоздания социокультурных характеристик реального человека профтехобразования, как одного из творцов Победы и послевоенного восстановления экономики страны и региона, оценить потенциал обновления системы подготовки молодых рабочих кадров, создававшийся в самой социальной толще, в повседневной жизни учащихся. Представляется, что эта задача может быть наиболее удачно решена именно на материалах Свердловской области, которая на протяжении всего рассматриваемого периода являлась важным (в 1942-43 гг. – крупнейшим) центром стационарной подготовки молодых рабочих кадров, в котором с наибольшей интенсивностью был выражен процесс взаимодействия учащихся различного происхождения и социокультурного облика. Одной из особенностей проекта является привлечение широкого круга эго-документов, изучаемых на основе методики контент-анализа, адаптированной авторами под задачи проекта, что позволит выделить элементы субкультуры учащихся, слабо отраженные в официальных источниках и потому остающиеся вне поля зрения исследователей. Реализация проекта нацелена на выявление протестных, творческих и альтернативных элементов субкультуры раскрытие ранее неизвестных страниц социальной истории Свердловской области, оценку влияния субкультуры учащихся системы профтехобразования на социокультурный облик населения Свердловской области и г. Свердловска военного периода и первых послевоенных лет.