Романцев Геннадий Михайлович, третий ректор СИПИ-УГППУ-РГППУ с 1993 по 2013 г.
Романцев Геннадий Михайлович родился 27 ноября 1950 года в г. Челябинске. Переезды семьи из одного города в другой — Челябинск,Ярославль, Свердловск — были обусловлены тем, что его родители, выпускники Московского института железнодорожного транспорта, любили свою профессию, были крепкими профессионалами и ехали работать туда, где были необходимы их знания и умения. Детство и юность, проведённые в среде технической интеллигенции, во многом определили дальнейший путь третьего ректора СИПИ-УГППУ-РГППУ. Пожалуй, именно в детских и юношеских годах коренится ещё один фактор, повлиявший на формирование такой личности как Романцев: ещё в школе он начал заниматься многоборьем — видом спорта, в котором атлет должен быть выносливым, волевым, обязан уметь рассчитывать свои силы и соответствовать условиям разных этапов соревнований, быть и стайером, и спринтером. Ректор вуза — это всегда «многоборец».
После окончания школы (1967 г.) Романцев Г.М.поступил на физико-технический факультет Уральского политехнического института (УПИ), который окончил в 1973 г. (специальность по диплому: «технология редких и рассеянных элементов»). В этом же году был задан первый вектор профессионального развития — научная деятельность. Итогом обучения в аспирантуре по специальности «технология редких, рассеянных и радиоактивных веществ» на кафедре химии и технологии редких элементов УПИ стала защита диссертации по теме «Берилловые стёкла: синтез,свойства и некоторые структурные особенности» и присвоение учёной степени кандидата химических наук в 1978 году.
Фото 1. Романцев Г.М.на встрече выпускников ФТФ УПИ (в верхнем ряду, первый слева), 1975 г.
Своих талантливых однокурсников, любящих и умеющих развивать науку, Романцев привлёк позже к работе в молодом и перспективном вузе — СИПИ.
Вступление в 1965 г. в ряды ВЛКСМ задало второй вектор деятельности. Участие в жизни комсомольской организации формировало навыки работы в команде, инициативность, ответственность за результаты. «Благодаря комсомолу мы получили первый опыт публичных выступлений,навыки лекторской работы, приобщились к художественной самодеятельности и трудовой деятельности в студенческих стройотрядах. Геннадий прошёл практически все ступени комсомольской работы — от комсорга группы до члена обкома ВЛКСМ», — вспоминают однокурсники Г.М.Романцева [1]
В 1978 году Геннадий Романцев был уже заместителем секретаря комитета ВЛКСМ Уральского политехнического института. С 1979 по 1982 год он — неосвобождённый секретарь комитета ВЛКСМ самого молодого вуза в городе, Свердловского инженерно-педагогического института, в который Романцев был переведён из УПИ (выбор между налаженной жизнью политехнического и tabula rasa профессионально-педагогического был сделан в пользу последнего). Кинохроника 1979 г. с торжественного собрания по поводу открытия СИПИ запечатлела, как первое знамя вуза из рук партийных руководителей области получает секретарь комитета ВЛКСМ Геннадий Романцев.
Фото 2. Романцев Г.М.на церемонии открытия СИПИ (кадр из кинохроники вуза), 01 сентября 1979 г.
Общественная деятельность в вузе приветствуется далеко не всеми, воспринимается с пренебрежением, но именно она позволяет отточить на практике профессионально значимые качества, пройти весь путь от замысла до внедрения проекта. Это ещё и возможность получения обратной связи в неформальной обстановке. Романцев Г.М. всегда ценил эти возможности,поэтому участвовал сам и поощрял тех, кто добровольно усложнял свою жизнь. Он на собственном опыте знал, что успеть можно многое: будучи студентом и серьёзно занимаясь наукой, Геннадий Романцев был активным спортсменом, солировал в ансамблях «УПИ-67» и «Эврика», писал песни, серьёзно увлекался музыкой, несколько лет работал в оргкомитете фестиваля «Весна УПИ». И никогда не забывал, что вся эта деятельность протекает в стенах высшего учебного заведения, следовательно,в ситуации выбора на первых позициях всегда должны оставаться учёба и наука.
С августа 1979 года Романцев Г.М. занимал в СИПИ должность старшего научного сотрудника, с октября 1981 — старшего преподавателя. Читал студентам самостоятельно разработанные курсы химии и основ электрохимии, подготовил десять научных публикаций. Работу в экспериментальном вузе лёгкой назвать нельзя: студенты должны были освоить программу и педагогического вуза, и политехнического без потери качества подготовки,поэтому при составлении планов лекций необходимо было сделать акцент на самом важном. Особую значимость приобретала производственная практика, так как выпускники должны освоить профессию на уровне 4-5 рабочего разряда. И снова помог собственный опыт: в цехах Уралмаша и других заводов города были организованы круглогодичные студенческие специализированные производственно-педагогические отряды. Эти студенческие объединения к 1982 году завоевали семь знамён и множество вымпелов в соревновании во многом благодаря тому, что во главе их стоял секретарь комитета ВЛКСМ СИПИ, член КПСС (1981 г.) Геннадий Романцев, в прошлом (1970 г.) отмеченный красной рубахой как лучший боец ССО [2].
При этом Романцев Г.М. никогда не использовал опыт прошлых лет без внесения корректив в соответствии с изменившейся реальностью: в СИПИ удалось переориентировать движение ССО в соответствии с задачами, стоящими перед инженерно-педагогическим вузом, и были созданы условия для того, чтобы студенты на практике осваивали специфику деятельности педагога профессионального образования. Студенческие отряды Романцев опекал всё время работы в вузе: прикреплял кураторов из числа преподавателей, оплачивая им командировочные расходы [3].
Акцент в его работе всегда ставился на живом общении со студентами, на создании слаженной команды: «…Ясно видно: роль секретаря здесь сродни роли дирижёра. Он не играет ни на каком инструменте, но его волей, его властью звучит музыка, слаженно играет весь оркестр» [4].
Командная работа позволяла ставить значительные цели и достигать их: 91% успеваемости не считался самой высокой точкой. Первый набор студентов состоял из людей, уже имевших начальное или среднее профессиональное образование, многие имели рабочий стаж, и подход к ним требовался особый: нужно было быть компетентным, чтобы стать авторитетным: «Он многое умеет сам и поэтому, наверное, хорошо понимает тех, кто выполняет то или иное поручение» [4].
Член бюро Орджоникидзевского райкома ВЛКСМ,член горкома ВЛКСМ, председатель совета секретарей комитетов комсомола вузов Свердловской области, член партбюро СИПИ — и одним из промежуточных итогов деятельности стало делегирование Романцева Г.М. на 19-й съезд ВЛКСМ (1982 г.). В этом же году он был награждён почётной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
Фото 3. В химической лаборатории СИПИ, 13.04.1982
С 1982 по 1987 год Геннадий Михайлович занимал пост секретаря партийного комитета СИПИ,совмещая эту деятельность с заведованием кафедрой общей химии [5, 6].
На кафедре бурно внедрялась в учебный процесс современная техника и осваивались новые педагогические технологии, писались монографии, оформлялись патенты на изобретения.
Молодому,активному, амбициозному руководителю было предложено попробовать свои силы на другом уровне: 25 августа 1987 года Романцев Г.М утверждён в должности инструктора отдела науки и учебных заведений Свердловского обкома КПСС, а в январе 1989 переведён на работу в столицу ведущим (главным) специалистом отдела перспективного развития и информации Государственного комитета СССР по народному образованию [7].
Работая в Москве, Геннадий Михайлович продолжал продвигать развитие инженерно-педагогического образования. СИПИ уже стоял во главе Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям, но на всю страну было всего два вуза и 38 факультетов. Романцев хорошо видел причины, препятствующие дальнейшему развитию ИПО, и пути выхода из сложившейся ситуации [8]
Уровень квалификации его как специалиста подтверждён вручением нагрудного знака «Отличник профессионально технического образования СССР» в январе 1991 года [9].
В этом же году Романцев дал согласие на перевод в ставший уже родным СИПИ на должность проректора по научной работе, справедливо полагая, что самый убедительный аргумент в дискуссиях о необходимости развития инженерно-педагогического направления в высшем образовании – это конкретные успехи ведущего вуза.
Именно в 1991-м произошло событие, давшее толчок началу большой работы по поддержке ремесленничества: на базе института была проведена международная школа-семинар по новым информационным технологиям с участием представителей Международного Союза ORT (Обучение ремесленному труду).
Фото 4. В ходе школы-семинара по новым информационным технологиям (Романцев Г.М.,Ткаченко Е.В.), 1991 г.
В ноябре 1992-го Геннадий Михайлович уже был исполняющим обязанности ректора и стоял во главе УМО по ИПС, а в мае 1993 года впервые в истории вуза на альтернативной основе из пяти кандидатур был избран ректором СИПИ [10]
Руководство институтом в 90-х было далеко не простым делом, не наградой, а, скорее, испытанием на прочность: промышленность,для которой готовил кадры вуз, угасала, а вместе с ней и система подготовки кадров для заводов. Надо отметить, что в эти трудные годы в СИПИ-УГППУ ни одного раза не была задержана стипендия студентам и зарплата работникам, что кардинально отличало вуз от других учреждений и предприятий. Геннадию Михайловичу пришлось искать новые пути развития СИПИ, получившего в 1993 году статус университета. Например, в 1992–1995 под руководством Романцева была создана в составе Уральского государственного профессионально-педагогического университета базовая кафедра переподготовки работников служб занятости Российского учебного центра Федеральной службы занятости (это сотрудничество продолжалось долгие годы).
Со дня основания вуз готовил только по специальности «профессиональное обучение», в 1993 году появилось восемь новых специальностей и специализаций. «Появились» — всего лишь слово, за которым огромный труд по анализу рынка труда и предпочтений абитуриентов (а эти цифры сильно отличаются: стране нужны врачи, а на пике популярности — юристы), подбор кадров,написание программ, поиски финансов, оборудования, помещений…
Иностранные языки, декоративно-прикладное искусство, экономика и право, психология и социология, теология, социальная работа, маркетинг, менеджмент, звуко- и кинооператорство — далеко не полный список того, что УГППУ предлагал поступающим.
В то время уже развивалась концепция высшего рабочего образования, созданная Романцевым Г.М. и получившая одобрение в решениях коллегий Департамента образования Свердловской области в 1993,Министерства образования РФ — в 1994, также концепция была отмечена грантом фонда Дж.Сороса «Культурная инициатива (1993-1994)
Фото 5. Обложка книги Романцева Г.М. «Теоретические основы высшего рабочего образования», 1997 г.
Целью реализации концепции было разрушение профессионального тупика для рабочих. Концепция высшего рабочего образования представляет собой самостоятельную ветвь «…высшего профессионального образования,которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой». Представлялось, что получить такое образование можно будет в Институте рабочего образования. Была разработана не только концепция этого ИРО, но и более 70 единиц документации [11]
Вышла в свет книга Романцева Г.М.«Теоретические основы высшего рабочего образования», аккумулировавшая результаты исследований, проводившихся в 90-х в УГППУ. Также под его руководством была разработана целевая комплексная программа на 1997–2001 годы «Профессионально-педагогические кадры России» [12]
В 1993 Геннадий Михайлович избран членом-корреспондентом Академии акмеологических наук, в 1995 — членом-корреспондентом Международной академии образования. Вместе с ректором совершенствовался и вуз. В 1997-м государственная аттестационная комиссия подтвердила соответствие УГППУ всем требованиям к университетскому статусу.
С годами пришёл опыт, которым хотелось поделиться, чтобы профессионально-педагогическое образование укрепило свои позиции. В 1993 г. редакционно-издательский отдел университета преобразован в издательство УГППУ. В 1994-м Уральский профессионально-педагогический взял на себя обязанности координатора международной деятельности четырёх университетов Екатеринбурга в рамках проекта «URAL» по программе ЕС «Tempus» (TACIS).
В июле 1998 г. Романцев Г.М. назначен директором-организатором Уральского государственного научно-образовательного центра РАО, чем было положено начало работе по созданию Уральского отделения Российской академии образования.К этому времени Романцев уже был действительным академиком Академии профессионального образования (1996) [13]
Параллельно продвигался (при поддержке Фонда Эберхарда Щека и Правительством Свердловской области) германо-российский проект «Поддержка ремесленничества через профессиональное образование», целью которого было возрождение ремёсел в Уральском регионе. Университет осуществлял научно-методическое сопровождение проекта.
Фото 6. Предвыборная листовка, 1998 г.
В марте 1998 года Геннадий Михайлович вновь избран ректором УГППУ, в составе которого к тому времени было уже четыре института, семь факультетов, 34 кафедры [14]
В мае 1998 г. Романцев Г.М. защитил диссертацию «Теоретические основы развития начального профессионального образования в России», получив степень доктора педагогических наук. В этом же году он стал профессором, а также был избран заведующим кафедрой акмеологии общего и профессионального образования УГППУ, им были разработаны учебные курсы «Педагогика трудового коллектива», «Современные проблемы акмеологии» и др. К этому времени им опубликованы 162 работы. Во время командировок в Германию и Нидерланды по проекту ЕС Tempus «Delphi» (1999) Романцеву было чем поделиться с коллегами. На родине его достижения были отмечены Почётной грамотой Губернатора Свердловской области [15]
С сентября 1999 года до последних дней своей жизни Романцев Г.М. входил в состав диссертационного совета УГППУ-РГППУ.
Фото 7. Диссертационный совет РГППУ и президент РАО Никандров Н.Д., 2000 г.
В 2000 году Романцев Г.М. отмечен благодарностью Министерства образования РФ за организацию работы УМО по ППО, а также нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ». В апреле 2000 г. он избран членом-корреспондентом РАО [16, 17]
Всё более сложным делом становилось управление университетом, в котором уже насчитывалось 11 тысяч обучающихся (в сентябре 1979-го на первый курс было принято 300 человек). УГППУ первым из вузов Свердловской области зарегистрировал в Уральской геральдической ассоциации свой герб и знамя. В 2000-м у вуза появилась своя газета «Мы — УГППУ».
Достижения такого масштаба невозможны были бы без слаженной команды, и это — ещё одна сильная сторона Геннадия Михайловича:умение собрать вокруг себя людей компетентных, увлечённых своим делом, создать для них условия, поддержать возникающую инициативу.
Романцев не раз говорил, что ему везёт в жизни, и везёт на людей, которые оказываются рядом [4].
Фото 8. Романцев Г.М. в резиденции Губернатора Свердловской области на совещании, посвящённом открытию УрО РАО (Романцев Г.М., Нестеров В.В., Россель Э.Э.), 2000 г.
Умение максимально использовать сильные стороны каждого, позволило Геннадию Михайловичу создать условия,для открытия в 2000 г. УрО РАО. У уральских учёных появилась трибуна,возможность выхода на всероссийский уровень. УрО РАО было открыто далеко не с первой попытки, и только тогда, когда именно Романцеву удалось предложить условия, удовлетворяющие все стороны этого процесса. Он же и встал во главе вновь созданного отделения Российской академии образования [18].
Достигнутое позволило вновь претендовать на повышение статуса вуза, и в ноябре 2001 года СИПИ-УГППУ стал Российским государственным профессионально-педагогическим университетом. Лично Романцев Г.М. был отмечен Орденом Дружбы [19, 20].
Не оставался без внимания долговременный проект по развитию ремесленничества. В 2002 г. прошла 1-я международная научно-практическая конференция «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России», а в 2003-м в структуре университета открыт Институт развития ремесленничества, на базе которого работы по реализации проекта были выведены на новый уровень. Обмен опытом с немецкими коллегами продолжался и в 2004, 2009, 2010 г.
Фото 9-11. РоманцевГ.М. на международных НПК по развитию российского ремесленничества, 2002, 2004 и 2010 г.
Путь к успеху не был усеян розами, но «шипов» хватало, наряду с единомышленниками всегда были те, кто так же внимательно следил за достижениями, но с совершенно иными целями. «Без вас невозможно движение жизни, вы дух закаляете в нудной войне», — писал в своём «Гимне всем недоброжелателям» Геннадий Романцев (2002 г.). В апреле 2003 года Романцев Г.М.не только успешно отчитался о проделанной работе в качестве ректора, но и был коллективом переизбран на третий срок [21].
В юбилейном для университета 2004 году в «Российской газете» выходит интервью с ректором РГППУ, в котором он жёстко говорит о проблемах, стоящих перед высшим образованием: падение качества подготовки абитуриентов, загруженность преподавателей, плохая материальная база… Но Романцев не был бы Романцевым, если бы не предлагал пути выхода из сложившейся ситуации: «Вузы не выпускают специалистов — их делает работа на конкретном предприятии, в фирме.Если высшее образование качественное, то можно с уверенностью сказать, что человек обязательно проявит себя как классный специалист — не важно, в какой области» [22].
Это диктовало выстраивание обучения в вузе так, чтобы студент умел учиться,самостоятельно добывая необходимые для решения конкретных задач сведения. Слава вуза — это состоявшиеся карьеры его выпускников, и в СИПИ-УГППУ-РГППУ всегда ставилась во главу угла универсальность подготовки специалистов, обеспечение их социальной мобильности: «Наш выпускник-машиностроитель читает 19 спецкурсов в ПТУ, а учитель химии в школе — один предмет» [23].
Фото 12. Романцев Г.М.принимает поздравления с 25-летием РГППУ от ректоров ведущих вузов, 2004 г.
Празднуя 25-летие, университет принимал поздравления и подарки. Отмечен был и ректор: множество благодарностей от предприятий области, медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере» 2-й степени от Министерства труда и социального развития РФ, международная награда «Святая София» за личный вклад в возрождение духовности, национальной науки и культуры (награждение состоялось в зале церемоний мэрии г. Оксфорда, Великобритания) [24, 25].
В октябре 2004 г. Романцев Г.М. становится действительным членом (академиком) Международной академии технического образования, а в апреле 2005 — действительным членом РАО (академиком). И совершенно естественным выглядит его избрание председателем совета по образованию УрФО.
При всей напряжённой работе Геннадий Михайлович не переставал быть человеком увлекающимся, пробующим новое, но и не забывающим испытанное старое. В резюме (2005 г.) в качестве хобби он указывал рисование, музыку, игру на гитаре, увлечение восточной культурой.
Университет под руководством Романцева пробовал свои силы и на международном уровне: к этому времени удалось наладить прочные связи с рядом учебных заведений Германии, Бельгии, Испании, США, Китая,Франции, Нидерландов, Вьетнама, Кореи и подразделениями ЮНЕСКО. Пригодился опыт, полученный ранее в ходе поездок в Испанию (1981), ФРГ (1990), Германию (1993).
Условия же для работы ректора никогда не были (да и вряд ли скоро будут) комфортными: «На моей памяти это уже пятая реформа, написаны три образовательные доктрины,сменились восемь министров, три поколения государственных стандартов», — констатировал Геннадий Михайлович в 2006 г. [26].
Некоторая резкость его высказываний того времени понятна, но Романцев как талантливый менеджер хорошо ориентировался в вызовах современной среды и уже работал над перестройкой подхода к образованию в РГППУ: не заполнять студента знаниями, которые быстро устаревают, а учить учиться. Университет к тому времени имел в своём составе уже десять институтов,филиалы, представительства, развивались 12 научных школ, 20 лет был головным вузом в УМО по ППО.
В круговороте событий незаметно прошли пять лет, и снова выборы ректора единственного российского вуза за пределами Московской и Ленинградской областей закончились победой Геннадия Михайловича Романцева.
Фото 13. Романцев Г.М.на открытии Школы Конфуция, 2008 г.
В 2008 г. на базе вуза открылась Школа Конфуция, студенты и преподаватели получили возможность изучать язык и культуру Китая с непосредственными носителями.
Тридцатилетие СИПИ-УГППУ-РГППУ ректор и профессорско-преподавательский состав встретили уверенностью в своих силах и попыткой одними из первых в России стать автономным вузом. Забюрократизированность процесса вынудила создать под руководством ректора целый штаб по продвижению проекта, а чего стоили Романцеву 20 проверок разными ведомствами в 2008 и 16 в 2009 году, остаётся только догадываться. Выручило умение лавировать: противостоять чиновничьей вертикали и не ущемить при этом интересы вуза [27].
Параллельно шла работа «приятная сердцу»: поиск и поощрение талантливых студентов и молодых учёных. Например, Валежанина Т., студентка института экономики, вошла в число лучших выпускников юбилейного 2009 года, исполнила свою мечту, выиграв главный приз, а в 2016 г., можно сказать, вернула долг, защитив кандидатскую диссертацию — это ли не подарок для ректора? Позже, в 2012 г. Романцеву будет вручена почётная грамота от организационного комитета одной из олимпиад с говорящей о многом формулировкой «За формирование творческих личностей, поддержку студенческих инициатив», а в 2010 г. Романцеву была вручена Почётная грамота профсоюза работников образования и науки РФ.
Фото 14. Вручение наград лучшим выпускникам (Романцев Г.М., Валежанина Т.), 2009 г.
Для развития студенческих талантов нужно создавать условия — об этом Романцев говорил неоднократно и на разных уровнях, и не только говорил, но и совершал практические шаги: в 2010 году состоялось открытие Учебно-демонстрационного центра технологий машиностроения «РГППУ-Пумори», оснащённого оборудованием и инструментом ведущих мировых производителей, а также учебный класс с самым современным программным обеспечением. Было установлено, что оборудование УДЦ будет обновляться каждые один-два года. В ходе круглого стола Г. М. Романцев подчеркнул, что давно назрела необходимость в высшем образовании для операторов, наладчиков и программистов станков с ЧПУ — упорства в достижении поставленных целей Геннадию Михайловичу было не занимать. Скорость продвижения к ним диктовал присущий Романцеву реализм восприятия действительности.
Фото 15. Романцев Г.М.на открытии УДЦ Пумори-СИЗ, 2010 г.
К этому времени РГППУ представлял собой огромную «корпорацию»: абитуриентам предлагалось столько специальностей, что силами студентов одного выпуска можно было организовать предприятие, закрыв все вакансии. Причём сделать это можно было не только в Екатеринбурге: при вузе работали восемь филиалов и 17 представительств.
Фото 16. В керамической мастерской РГППУ, 2010 г.
Фото 17. В лаборатории Института электроэнергетики и информатики РГППУ, 2009 г.
Фото 18. В автошколе РГППУ, 2011 г.
Стремление быть на гребне волны, а не плыть по течению даже в созданном тобою канале руководило Романцевым всю жизнь. В 2011 г. он в очередной раз прошёл повышение квалификации по программе «Проблемы качества профессионально-педагогического образования».
Звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается, с одной стороны, за владение на высшем уровне уже имеющимися методиками, а с другой стороны, за разработку и продвижение новейших подходов к подготовке квалифицированных кадров. Романцев Г.М. полностью соответствовал этим критериям, и в июне 2011 г. вышел указ о присвоении ректору РГППУ этого звания.
В 2013 году исполнилось 20 лет, как Романцев Г.М. занял пост ректора вуза. За эти годы СИПИ, состоявший из машиностроительного и электроэнергетического факультетов, развился в РГППУ,объединявший восемь институтов. Геннадий Михайлович был «наглядным пособием» к своему постулату: «Главное для профессионала — уметь учиться». Он показал, что благодаря этому умению можно из студента-технаря стать талантливым менеджером,способным вывести вуз на российский уровень.
В 2013-м по совокупности всех критериев РГППУ занял третье место в списке федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования по Свердловской области, уступив лишь самому старому вузу города — Уральскому горному университету и Уральскому федеральному.
Фото 19. Романцев Г.М.на 20-летии Института психологии РГППУ (Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Романцев Г.М.), 2013 г.
В этом же году Геннадий Михайлович завершил карьеру ректора и перешёл на должность научного руководителя РГППУ, но никогда не был «бывшим ректором», принимая активное участие в разработке программы дальнейшего развития вуза.
Действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук,действительный член трёх общественных академий, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кавалер ордена Дружбы, кавалер международной награды «Святая София», неоднократно награждённый почётными грамотами, Романцев Г.М.приступил к работе над программой дальнейшего развития вуза. «Я считаю, что в университете, как и в любой другой организации, должна своевременно происходить смена руководства. И не просто смена, а омоложение, смена поколений. Это условие нормального развития. Должны приходить люди со свежими идеями,взглядами, новой энергией», — сказал Геннадий Михайлович в интервью газете «Мы — РГППУ».
В карьере Геннадия Михайловича прослеживалась одна закономерность: его не назначали на управленческие должности, а избирали, и это о многом говорит. Избрали в 1993,переизбрали и в 1998, 2003, 2008 — полное доверие коллектива на протяжении 20 лет. И это была не слепая вера, а уверенность, основанная на реальных результатах и достижениях.
В одном из интервью (2013 г.) Романцева спросили, что он считает главным итогом своего 20-летнего нахождения на посту ректора. «В прошлом году проводился соцопрос родителей выпускников по поводу их представлений о вузах Екатеринбурга, и,когда я увидел наш университет на первом месте, я был рад этому больше, чем любым высоким рейтинговым показателям. Это означает, что сегодня к РГППУ относятся абсолютно иначе, чем к СИПИ 20 лет назад. В сознании выпускников и их родителей нам удалось осуществить переворот, который когда-то казался невозможным», — ответил человек, благодаря усилиям которого и был достигнут этот результат [28].
За прошедшие годы университет обрёл своё,неповторимое, лицо, нашёл свой путь развития, свою нишу в системе высшего профессионального образования. В РГППУ сформировались признанные в России и за рубежом научные школы.
Фото 20. На стратегической сессии, посвящённой развитию РГППУ, 2013 г.
В год празднования 35-летия вуза коллектив университета выдвинул кандидатуру Романцева Г.М. на занесение в Книгу почёта РГППУ, и положительное решение было принято единогласно.
С 2014 по 2017 годы Геннадий Михайлович занимал пост научного руководителя РГППУ. Возглавляемый им диссертационный совет в 2016 г. вошёл в десятку лучших по группе специальностей 13.00.00 Педагогические науки в сформированном Министерством образования и науки Российской Федерации рейтинге.
Не такая длинная, как хотелось бы, но плодотворная, как многим только мечталось, жизнь Геннадия Михайловича Романцева оборвалась 17 декабря 2017 г. на 68-м году жизни.
Неразрывной осталась его связь с университетом, многое ещё предстоит сделать последователям Романцева Г.М. в русле научных теорий и школ. «Мне везёт в жизни и везёт на людей, которые оказываются рядом», — не без основания говорил он [4].
Текст: Максимовских Елена.Ивановна,
заведующая музеем истории РГППУ
Фото: из фондов музея истории РГППУ
Источники:
1. Воспоминания о выпускнике физтеха УПИ Романцеве Геннадии Михайловиче
2. Олешко В. Институт в рабочей спецовке. — Газета «На смену!», 16.01.1982
3. Выписка из протокола партийного бюро инженерно-педагогического института от 24.06.1985
4. Федорова Г. Преодоление. — Газета «На смену!», 07.04.1982
5. Выписка из протокола № 46 заседания кафедры ХМИМС от 17.05 1982
6. Характеристика Романцева Г.М., 02.07.1982
7. Письмо Свердловского областного комитета КПСС № 0/4 от 01.09.1987
8. Добин В. Все или ничего? — Журнал «ПТО», № 8, 1990
9. Приказ ГК СССР по народному образованию № 7/2 от 30.01.1991
10. Приказ МО РСФСР № 11гупо-24-75 от 19.11.1992
11. Романцев Г.М. Экспериментируем с профессиональным образованием. — Журнал «Профессиональное образование», № 2, 1998
12. Романцев, Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования : [монография] / Г. М. Романцев ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования. — Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1997. - 332 с.
13. Приказ РАО № 27 от 08.07.1998
14. Выписка из протокола конференции коллектива УГППУ от 23.03.1998
15. Указ Губернатора Свердловской области № 225-УГ от 27.05.1999
16. Приказ МО РФ № 07-689 от 10.11.2000
17. Диплом члена-корреспондента РАО от 20.04.2000
18. Приказ РАО № 46 от 05.12.2000
19. Приказ МО РФ № 3824 от 27.11.2001
20. Указ Президента РФ № 1225 от 15.10.2001
21. Приказ МО РФ № 03-42 от 30.04.2003
22. Викторов В. Урок для учителя. — Российская газета, 20.02.2004
23. Дуняшин А. От уровня образования зависит будущее России. — Областная газета, 17.07.2004
24. Приказ Минтруда России № 758-рк от 27.04.2004
25. Письмо Центра исследования рынка № 15/00-Б-2 от 10.08.2004
26. Задорожный А. Власть тьмы. — Журнал «Эксперт Урал», № 32, 04-10.09.2006
27. Романцев Г. Кривое зеркало властной вертикали. – Журнал «Национальный прогноз», октябрь, 2009
28. Александрова Е. Роль коллектива и личности в истории отдельно взятого вуза. – Газета «МК-Урал», 20-27.03.2013